- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Финансовая составляющая бизнес–проектирования коммерческой деятельности
- Готовые работы
- Курсовые работы
- Финансы
Курсовая работа
Хотите заказать работу на тему "Финансовая составляющая бизнес–проектирования коммерческой деятельности"?28 страниц
12 источников
Добавлена 01.07.2024 Опубликовано: studservis
1710 ₽
3420 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ БИЗНЕС-ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Понятие, сущность, основные задачи финансовой составляющей бизнес-проектирования 5
1.2 Роль финансового плана как составляющей бизнес-проектирования 6
1.3 Методы составления финансового плана 8
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ БИЗНЕС-ПЛАНА 10
2.1 Общая характеристика деятельности ПАО «Сбербанк» 10
2.2 Структура бизнес-плана и его основные разделы 13
2.3 Оценка результатов деятельности предприятия ПАО «Сбербанк» 15
3 РАЗРАБОТКА ФИНАНСОВОЙ ЧАСТИ БИЗНЕС-ПЛАНА ПРЕДПРИЯТИЯ 17
3.1 Разработка финансовой составляющей бизнес-проектирования 18
3.2 Оценка потенциальной эффективности бизнес-проекта 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Фрагмент для ознакомления 2
Развитие инновационных технологий и продуктов связано, с одной сторо-ны, с творческими решениями, с другой, с необходимостью экономически обос-новать целесообразность их внедрения в практику хозяйствования. Современ-ным инструментом для обоснования эффективности инноваций и инвестиций выступает бизнес-проект - необходимый документ для оценки бизнеса и его жизнеспособности. Бизнес-проект является системным комплексным докумен-том, все части которого логически взаимоувязаны и структурно взаимообуслов-лены. В процессе бизнес-проектирования разработчик выстраивает последова-тельную систему целенаправленных действий, объединенных экономическими расчетами, увязанных сроками реализации проекта, оценкой его стоимости и рисков, сопровождающих проект.
В условиях конкурентной среды осваивать рынки и выходить на новые, с новыми товарами, продуктами, услугами без четкого руководства и программы действий не оправдано даже на текущую перспективу. И конечно же, если речь идет о реализации долгосрочной стратегии, то не вызывает сомнений тот факт, что пути достижения ее целей и программа действий по ее осуществлению тре-буют экономического обоснования и конкретных финансовых расчетов, под-крепленных оценкой стоимости, экономической целесообразности и инвестици-онной привлекательности бизнес-проекта.
Бизнес-план является основой для инвестиционного планирования. С юридической точки зрения, бизнес-план не является необходимым документом для ведения бизнеса. Цивилизованная коммерческая практика, которая начинает складываться среди отечественных предпринимателей, диктует необходимость бизнес-плана во всех отраслях, независимо от их размера, формы собственности и организационно-правовой формы. Бизнес-план компании необходим при при-нятии деловых решений в таких ситуациях, как корпоративная реструктуриза-ция или кризисное управление. Инвестиционные решения должны приводить к увеличению стоимости организации, поэтому ключевым условием успешного инвестирования является тщательный сбор необходимой информации и прогно-зирование перспектив рынка интересующего инвестора.
Цель работы - разработка финансовой части бизнес-плана предприятия.
Исходя из цели, в работе решаются следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты финансовой
составляющей бизнес-проектирования коммерческой деятельности;
провести исследование деятельности предприятия и его основных раз-делов бизнес-плана;
разработать финансовую часть бизнес-плана предприятия.
Объектом исследования в работе выступает ПАО «Сбербанк». Предметом исследования в работе выступает процесс бизнес-проектирования.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ
СОСТАВЛЯЮЩЕЙ БИЗНЕС-ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие, сущность, основные задачи финансовой составляющей
бизнес-проектирования
Реализация стратегии компании обеспечивается бизнес-планом и опера-тивными планами, включая бюджеты. В системе финансового планирования предприятия чтобы определить важную роль бизнес-планирования в системе финансового планирования предприятия, прежде всего, необходимо различать бизнес и рыночную позицию в условиях реальной рыночной конкуренции. Биз-нес-планы и рынки - это взаимодополняющие компоненты финансово-экономического механизма, связанные общей системой производства и потреб-ления.
Производство и потребление продукции, взаимосвязанные общей систе-мой производства и потребления. Разрушение одного из компонентов этой си-стемы может привести к разрушению всей системы управления. На сегодняшний день бизнес-планирование признано во всем мире как методология предприни-мательской деятельности, оно стало своеобразным культурным мостом в циви-лизованном бизнесе и сотрудничестве между странами и континентами.
Важным инструментом привлечения инвестиций выступает бизнес-проект, позволяющий провести всестороннюю оценку экономической эффективности инвестиционной деятельности. В целом же бизнес-проектирование позволяет производителю-инициатору проекта оценить реальную потребность в инвести-ровании, наличии необходимых условий, позволяет выявить факторы, способ-ные оказать влияние на фактические итоги инвестирования, при необходимости скорректировать их действие, оценить приемлемые риски и доходность.
На практике по причине отсутствия опыта бизнес-проектирования у ини-циаторов и разработчиков проектов, недостаточности подготовленного объема информации для проведения оценки инвестиционных вложений расчеты зача-стую бывают некорректны или оторваны от реальности. В этой связи следует учитывать ряд принципов бизнес-проектирования в обосновании инвестицион-ных проектов для аграрного сектора экономики. Прежде всего необходимо помнить, что потенциальный инвестор желает получить при изучении предло-жения. Бизнес-проект должен содержать ответы на следующие вопросы: какая сумма и для чего необходима, когда она будет возвращена, с какой доходно-стью, каковы риски и гарантии [1, с. 15].
Основные разделы, которые, как правило, включает в себя бизнес-план, как составная часть бизнес-проекта следующие: резюме; описание предприятия; описание продукта; анализ рынка; производственный план; финансовый план. Различные виды деятельности требуют различных горизонтов планирования, например, если проект связан с плодоводством, то расчетный период может до-стигать 5-6 лет и более. Длительный горизонт планирования характеризуется высокой степенью неопределенности и менее привлекателен для инвестора. Ре-комендуется проводить разработку бизнес-проекта на период превышающий срок окупаемости инвестиций на один год. Оптимальным расчетным периодом является три года, при этом первый и второй годы реализации проекта необхо-димо представлять с разбивкой по месяцам, третий год – по кварталам [2, с. 23].
1.2 Роль финансового плана как составляющей бизнес-проектирования
Ни одна бизнес-идея не может быть воплощена в жизнь, пока не проведе-ны подробные аналитические исследования с помощью финансового моделиро-вания и бизнес-планирования. От качества проведенных исследований и плано-вых мероприятий зависит воплощение в жизнь бизнес-идеи.
Финансовая модель в системе управленческого учета должна допускать внесение изменений в первоначально заложенные допущения и автоматически корректировать финансовые прогнозы в случае внесения таких изменений. Фи-нансовая модель в системе управленческого учета должна быть построена так, чтобы позволить проведение анализа чувствительности результатов финансовых прогнозов к изменению всех допущений (исходных данных) модели с учетом финансового менеджмента. Финансовая модель в системе управленческого уче-та должна обладать достаточной степенью детализации, то есть содержать раз-бивки по основным видам продукции, регионам, производственным единицам, периодам, статьям доходов и затрат и тому подобное. В то же время финансо-вая модель в системе управленческого учета должна предоставлять информа-цию в интегрированном виде, а именно, в ее составе должны присутствовать взаимосвязанные друг с другом прогнозный отчет о финансовых результатах, прогнозный баланс, прогнозный отчет о движении денежных средств.
Данные финансового раздела бизнес-плана основываются на результатах прогноза производства и сбыта продукции, отчета о финансовом положения. Стандартная форма отчета о финансовом положения демонстрирует финансо-вую осуществимость предлагаемого к реализации бизнес-плана. Применяя про-гноз продаж и соответствующие ему производственные затраты, готовится стан-дартный отчет о прибылях и убытках не менее чем за первые два года. Необхо-димо приводить полный перечень допущений, сделанных при формировании стандартного отчета о прибылях и убытках. В общем виде стандартный отчет о финансовом положения содержит: производственные затраты, стоимость реали-зованной продукции, себестоимость, валовую прибыль, чистый доход или убытки.
Отчет о движении денежных средств представляет собой прогнозируемое движение денежных потоков ежемесячно для первого года операций и поквар-тально, по крайней мере еще для двух лет, с детальным выделением величины и времени ожидаемых прихода и расхода наличности. Он позволяет определить потребности и сроки дополнительного финансирования, указать точку макси-мума потребности в оборотном капитале, показать порядок и источник получе-ния дополнительного финансирования (через банковские займы, акционерное финансирование, по линии краткосрочного банковского кредита), а также усло-вия, по которым должны выплачиваться заемные средства. Отчет о движении денежных средств демонстрирует формирование и отток денежной наличности, а также остатки денежных средств предприятия в динамике от периода к перио-ду.
Структура капитала (собственного, заемного) должна быть обоснована возможностями компании или того проекта, который она реализует. Система показателей эффективности бизнес-плана проекта характеризуется двумя груп-пами показателей: показателями финансового состояния компании и показате-лями эффективности инвестиций. Первая группа показателей позволяет оценить эффективность операционной деятельности организации в процессе реализации проекта: прибыльность проекта, рентабельность капитала, показатели финансо-вой деятельности: ликвидности и финансовой устойчивости. Вторая группа по-казателей демонстрирует эффективность инвестиций в проекте: внутренняя норма рентабельности, чистая приведенная величина дохода, срок окупаемости, индекс прибыльности (характеризует прибыльность проекта).
При расчете перечисленных показателей практически всегда вызывает за-труднения у руководителей проекта выбор ставки дисконтирования, так как от-сутствуют однозначные методики по ее определению. При назначении ставки дисконтирования рекомендовано ориентироваться на действующую или ожида-емую величину ставки по банковским кредитам и депозитам или на субъектив-ную оценку, основывающуюся на личном опыте инвестора.
1.3 Методы составления финансового плана
На сегодняшний день есть несколько вариантов разработки финансовых моделей. Их содержимое зависит от ряда факторов: цели проекта, масштаб, ти-пы инвесторов, сфера деятельности, стадия проекта и т. п. Большая часть клас-сификаций составляется на основании временных признаков, отрасли примене-ния, характеристик моделируемых объектов. Чаще всего применяют норматив-ные, дескриптивные и предикативные модели. Финансовая модель строится на трех направлениях анализа: инвестиционная деятельность, операционная и фи-нансовая. Получается, что процесс моделирования можно представить в виде взаимосвязи планов или бюджетов, которые содержат информацию с разных уровней планирования, исходя из срока. Система построения финансовой моде-ли для бизнес-плана включает три основные задачи (рисунок 1).
Рисунок 1 - Моделирование взаимосвязей планов
Финансовая природа вложений разъясняется закономерностями процесса расширенного воспроизводства производительных сил социума, а деятельность инвестирования призвана гарантировать не только финансовый подъем, но и становление социальной сферы, увеличение значения благосостояния жителей города. Ключевой принцип построения финансовой модели в системе управлен-ческого учета – это выявление минимальной планки доходности инвестиций, которую должна обеспечивать команда менеджеров и франчайзи-партнеров. Ее выявление помогает в системе управленческого учета четко сформулировать требования к результату, разработать бизнес-стратегию для достижения наилучших результатов.
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО
ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ БИЗНЕС-ПЛАНА
2.1 Общая характеристика деятельности ПАО «Сбербанк»
Публичное акционерное общество «Сбербанк России» (далее — ПАО «Сбербанк») является крупнейшим банком в России по величине активов нетто и, согласно перечню Банка России, системно значимой кредитной организацией. ПАО «Сбербанк» — подконтрольная Центральному Банку организация, кото-рому принадлежат 50 % и одна голосующая акция.
По информации официального сайта Сбербанка, по состоянию на 01.01.2024 г. на долю лидера российского отечественного банковского сектора приходится 28,7 % совокупных банковских активов. Таким образом, можно го-ворить о том, что ПАО «Сбербанк» действительно в большей степени испыты-вает на себе те риски и вынужден противодействовать тем угрозам, который те-невой сектор несёт банковскому сектору.
Отечественное Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство присво-ило ПАО «Сбербанк» рейтинг ААА, что является высшим рейтингом в Нацио-нальной рейтинговой шкале. Это, безусловно, объясняется тем, что Банк явля-ется системообразующим для всей банковской системы России, а также высокой степенью государственного влияния.
Неофициальная история Сбербанка начинается с 1841 года, когда в Рос-сийской империи появилась первая сберегательная касса. С 1922 по 1987 год в СССР существовала система государственных трудовых сберегательных касс, которая до 1963 года подчинялась Министерству финансов СССР, а с этого времени входила в состав Государственного банка СССР.
1987 год стал особенным для Сбербанка, поскольку система государ-ственных трудовых сберегательных касс была упразднена. На ее месте был со-здан Сберегательный банк СССР, а в 1989 году он стал первым советским бан-ком, ставшим членом платежной системы Visa. За время своего существования банк несколько раз менял свое название: В сентябре 2010 года официальное название "Сбербанк России" было изменено на ОАО ("Открытое акционерное общество"). А в 2015 году ОАО было переименовано в ПАО ("Публичное ак-ционерное общество").
В апреле 2019 года Сбербанк зарегистрирует собственную торговую мар-ку "Сбер". Сбербанк вошел в тройку сильнейших банковских брендов в мире. Он занял третье место в Индексе силы бренда (BSI), набрав 92,3 балла из 100. Он также получил наивысший рейтинг ААА+.
По состоянию на 1 января 2024 года величина активов-нетто ПАО Сбер-банк составила 52608,51 млрд рублей. За 2 года активы увеличились на 33,1%. По оказываемым услугам банк в основном привлекает клиентские деньги, при-чем эти средства достаточно диверсифицированы (между юридическими и фи-зическими лицами), а вкладывает средства в основном в кредиты, причем боль-ше в кредиты физическим лицам (т.е. является розничным кредитным).
Сбербанк является государственным банком. Сбербанк - имеет право вступать в деловое партнерство с Федеральным пенсионным фондом России и собирать его средства в доверительные операции, вклады и накопления для обеспечения жильем военнослужащих. Сбербанк - имеет право вступать в со-трудничество с негосударственными пенсионными фондами, осуществляющими обязательное пенсионное страхование и может собирать свои средства в пенси-онные накопления, накопления для обеспечения жильем военнослужащих.
В 2016 году крупнейший банк, ПАО "Сбербанк России", объявил, что бу-дет трансформировать свой бизнес и занять позицию в цифровой финансовой экосистеме. Неудивительно, что в России экосистемы строят в основном финан-совые институты [31, C. 103]. Компаниям-агрегаторам необходимы не только огромные финансовые ресурсы, но и достаточное количество компетентных кадров, особенно в области информационных технологий, внушительная база лояльных клиентов и квалифицированная управленческая команда, способная координировать различные направления бизнеса. Ведущие кредитные организа-ции России как раз отвечают этим требованиям.
Одна из причин этого - комиссионные доходы от использования сопут-ствующих услуг. В настоящее время эти доходы составляют лишь небольшую часть от общего дохода банков, но потенциал для их роста значителен. По ука-занным выше причинам банки увеличивают количество непрофильных видов деятельности. Пример Сбербанка показывает, что банк начинает превращаться в организацию, работающую по принципу "одного окна" (таблица 1).
Таблица 1 - Экосистема ПАО «Сбербанк»
Сфера Сервисы
Доставка еды и продуктов Delivery Club, «СберМаркет», «Самокат», «Сбер-Фуд», «Кухня на Районе»
Развлечения Okko, «СберЗвук», «Союзмультфильм», «Рамблер Касса»
Здоровье «СберЗдоровье», «ЕАПТЕКА»
Логистика «Ситимобил», YouDrive, 2ГИС, «СберЛогистика»
Мобильная связь и коммуникации «СберМобайл», «Диалог»
Объявления «Работа.ру», «СберАвто», «Сетелем»
Платежи Ю.Money, «Эвотор», R-Keeper
Биометрия и речевая аналитика VisionLabs, ЦРТ, «АктивБизнесКонсалт»
Бизнес «СберАналитика», «СберДевайсы», «Деловая сре-да», SPG, «СберМаркетинг», «СберЛизинг»
Технологии и инновации «Современные технологии», «СберСервис», Cognitive Pilot, «СберКорус»
Хранение данных SberCloud
Сбербанк постоянно создает экосистему небанковских услуг, приобретая компании в самых разных областях бизнеса, от высокопроизводительной обра-ботки данных (GridGain) до телемедицины (DocDoc). Проанализировав россий-ский банковский рынок системных решений, можно сделать вывод, что лишь несколько крупных банков - Тинькофф, ВТБ и АльфаБанк - следуют подобным идеям. Это "Тинькофф", ВТБ и Альфа-Банк. Однако даже эти банки отстают от ПАО Сбербанк по многим параметрам.
2.2 Структура бизнес-плана и его основные разделы
Одним из самых важных элементов бизнес-плана является бизнес-идея. Без хорошей бизнес-идеи невозможно создать успешный бизнес. Бизнес-идея должна быть уникальной, конкурентоспособной и соответствовать потребно-стям рынка. Чтобы разработать хорошую бизнес-идею, необходимо провести исследование рынка, изучить конкурентов, определить свои сильные и слабые стороны и выделить уникальные преимущества [2].
После того, как бизнес-идеи сформированы, необходимо выбрать одну и оформить. Но бизнес-идея не рекламная листовка для нового продукта, и даже не описание его технических характеристик. Это документ, в котором должны быть сформулированы три вопроса: Кому? Что? Как? Следующим шагом, необ-ходимо составить бизнес-план. Бизнес-план должен содержать информацию о рынке, конкурентах, потребителях, описание продукта или услуги, маркетинго-вую стратегию, финансовый план и план действий. Цели бизнес-проекта нахо-дятся в зависимости от отрасли, в которой работает компания, её масштабов и целей.
Рис. 1. Этапы разработки бизнес-плана
Многие авторы сходятся во мнении, что при составлении плана на бли-жайшие 3-5 лет жизни бизнеса, первый год расписывается детально по месяцам, второй – по кварталам, а уже начиная с 3 года можно ограничиться годовым по-казателем. Планирование является основным инструментом для создания новых и развития существующих компаний и применяется во всех отраслях предпри-нимательской и хозяйственной деятельности, независимо от форм собственно-сти, организационно-правовых форм предприятия. Бизнес-планирование высту-пает элементом стратегического менеджмента [4], поэтому, прежде чем начать разработку бизнес-плана, необходимо определиться с миссией (целями) данного проекта. На основании этого бизнес-план можно классифицировать по различ-ным критериям, что позволит оптимизировать процесс планирования и обеспе-чить наилучшие результаты [3].
Самым главным вопросом остается метод составления бизнес-плана. Пла-нирование поможет выявить возможный перечень проблем, с которыми пред-приниматель может столкнуться при развитии бизнеса, разработки товара, в не-стабильной среде. Благодаря бизнес-плану, можно предусмотреть пути решения возникших проблем. Не существует единого стандарта по разработке бизнес-плана, так как цели бизнеса различны, а среда - разнообразна. Составление биз-нес-плана для нового бизнеса должно учитывать следующие требования: 1. Анализ конкурентной среды. Бизнесплан должен содержать детальный анализ рынка, размера и типа конкуренции, а также предложения по улучшению конку-рентных преимуществ. 2. Прогноз продаж. В бизнес-плане должен быть точный прогноз продаж, основанный на реалистичных оценках рынка и спроса. 3. Фи-нансовые показатели. В бизнесплане должны быть указаны финансовые показа-тели, такие как объем инвестиций, ожидаемый доход, расходы на маркетинг и финансирование, а также период окупаемости. 4. Маркетинговая стратегия. Биз-несплан должен содержать эффективную маркетинговую стратегию, включаю-щую в себя планы использования интернетмаркетинга, социальных медиа и дру-гих каналов. 5. Управление рисками. В бизнес-плане должны быть определены риски, связанные с бизнесом, и предложены стратегии для управления ими. 6. Правовые аспекты. Бизнес-план должен учитывать правовые аспекты и регуля-торные требования, в том числе налоговые и трудовые законы. 7. Экологические и социальные аспекты. Бизнес-план должен учитывать экологические и социаль-ные аспекты, такие как потребление энергии, использование ресурсов и влияние на сообщество. 8. Устойчивость и инновации. В бизнесплане должны быть пред-ставлены планы по повышению устойчивости бизнеса и инновационного разви-тия, например, разработка новых продуктов или услуг и внедрение новых тех-нологий. Таким образом, бизнес-план является неотъемлемой частью предпри-нимательской деятельности. Он не только помогает предпринимателям опреде-лить свои цели и стратегию, но и привлекать инвесторов, управлять рисками, планировать бюджеты и отслеживать прогресс.
2.3 Оценка результатов деятельности предприятия ПАО «Сбербанк»
Объем активов, приносящих доход банка составляет 82.47% в общем объ-еме активов, а объем процентных обязательств составляет 81.11% в общем объ-еме пассивов. Объем доходных активов примерно соответствует среднему пока-зателю по крупнейшим российским банкам (87%).
Таблица 1 - Структура доходных активов ПАО «Сбербанк», млрд. руб.
Наименование показателя 01.02.2022 г. 01.01.2024 г. Абсол.
измен.
(+/-), тыс. руб. Темп
роста, %
Млрд. руб. Уд.
вес, % Млрд. руб. Уд.
вес, %
Кредиты банкам 1243 3,6% 1047,7 3,9% -195,30 84,3%
Ценные бумаги 5140,6 15,0% 6573,5 24,4% 1 432,86 127,9%
- в т.ч. долговые ценные бумаги 5323,5 15,5% 6957,8 25,9% 1 634,25 130,7%
- в т.ч. долевые ценные бумаги 33,3 0,1% 43,3 0,2% 9,99 130,0%
- в т.ч. векселя 0,999 0,0% 0,6 0,0% -0,41 58,5%
Участие в уставных капиталах 1117,3 3,3% 0,0 0,0% -1 117,30 0,0%
Кредитный портфель (чистый) 26423,3 77,1% 36982,2 137,5% 10 558,94 140,0%
- в т.ч. корпоративные кредиты 16825,7 49,1% 23041,3 85,7% 6 215,61 136,9%
- в т.ч. кредиты физ. лицам 10802,5 31,5% 15329,2 57,0% 4 526,74 141,9%
- в т.ч. просроченная задолжен-ность 783,6 2,3% 887,6 3,3% 103,96 113,3%
- в т.ч. резервы на возможные по-тери и отрицательные корректи-ровки -2009,9 -5,9% -2443,1 -9,1% -433,15 121,6%
Производные финансовые ин-струменты 355,2 1,0% 153,2 0,6% -201,99 43,1%
Активы, приносящие прямой до-ход 34279,5 100,0% 26886,4 100,0% -7 393,08 78,4%
За 2 года снизились на 15,7% суммы кредиты банкам, общая сумма до-ходных активов уменьшилась на 21,6% c 34279,5 до 26886.42 млрд. руб.
Наибольший удельный вес в структуре активов банка занимает ссудная задолженность заемщиков, на 01.01.2024 г. она увеличилась на 40% или 10558 млрд. руб. и составила 36982 млрд. руб.; рост ссудной задолженности свиде-тельствует о том, что банк в отчетном периоде выдает больше кредитов, а дан-ный факт обозначает допустимое увеличение показателя в следующем году.
Таблица 2 - Краткая структура обязательств, млрд. руб.
Наименование показателя 01.02.2022 г. 01.01.2024 г. Абсол.
измен.
(+/-), тыс. руб. Темп
роста, %
Млрд. руб. Уд.
вес, % Млрд. руб. Уд.
вес, %
Кредиты от Банка России 1258,7 4% 1920,502 4,2% 661,8017 153%
Средства кредитных организаций 1466,8 4% 3653,096 7,9% 2186,296 249%
- в т.ч. корреспондентские счета 285,5 1% 329,8659 0,7% 44,3659 116%
- в т.ч. кредиты, депозиты и прочие привлеченные средства 1181,3 4% 3007,944 6,5% 1826,644 255%
Средства корпоративных клиентов 8474,6 26% 9230,538 20,0% 755,9378 109%
- в т.ч. депозиты и прочие привле-ченные средства 4283,4 13% 5857,383 12,7% 1573,983 137%
Государственные средства 2307,7 7% 3514,931 7,6% 1207,231 152%
Депозиты и прочие привлеченные средства физ. лиц 9716,9 29% 11832,24 25,6% 2115,341 122%
Прочие средства (физ. и юр. лиц) 7188,7 22% 11066,96 23,9% 3878,259 154%
Обязательства 32984 100% 46267,85 100,0% 13283,85 140%
Из таблицы видно, что сильно увеличились суммы «Кредиты от Банка России», «Средства кредитных организаций», а общая сумма процентных обяза-тельств увеличилась на 40% c 32984 до 46267.85 млрд. руб.
Основными источниками привлеченных средств являются средства физи-ческих лиц и остатки на расчетных счетах юридических лиц. В целом наблюда-ется увеличение объема привлеченных средств, что свидетельствует об улучше-нии работы банка с клиентами. Тенденция привлеченных ресурсов говорит о существенном приумножении привлеченных средств, что, в общем, является позитивной тенденцией и может указывать на то, что банк увеличивает источни-ки для проведения активных операций.
Таблица 3 – Ключевые показатели эффективности, млрд. руб.
Показатель 2022 год 2023 год Абсол.
измен.
(+/-), тыс. руб. Темп
роста, %
Чистый про-центный доход 1700,8 2333,7 632,9 137,2%
Чистый комис-сионный доход 614,8 716 101,2 116,5%
Операционные расходы -670,4 -636,4 34 94,9%
Прибыль до налога на при-быль 370,8 1904,6 1533,8 513,6%
Чистая прибыль 300,2 1493,1 1192,9 497,4%
Чистый процентный доход за 2023 год вырос на 37,2% до 2,3 трлн. руб. рост доходов год к году обусловлен растущей динамикой бизнеса Сбера в 2023 году, а также эффектом низкой базы 2022 года. Чистый комиссионный доход за 2023 год увеличился на 16,5% до 716 млрд. руб. в основном за счет роста объ-емов эквайринга и доходов от расчетно-кассового обслуживания.
Сформированные резервы превышают просроченную задолженность в 3 раза.
Операционные расходы снизились на 5,1% за счет низкой базы 2022 года, когда была запущена масштабная антикризисная программа сокращения расхо-дов, а также на форе повышения заработной платы сотрудникам с июля 2023 года.
3 РАЗРАБОТКА ФИНАНСОВОЙ ЧАСТИ БИЗНЕС-ПЛАНА
ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1 Разработка финансовой составляющей бизнес-проектирования
Рассмотрим оценку эффективности нового проекта - модернизация веб-сайта для интернет-магазина экосистемы ПАО «Сбербанк».
Таблица 4 – Затраты по проекту
№ Расходы Расчет Итого, руб.
1 Оплата труда мене-джера проекта 45 дней по ставке 150 000 руб./ мес. 306818,2
2 Оплата труда проекти-ровщика 45 дней по ставке 100 000 руб./ мес. 204545,5
3 Оплата труда про-граммиста 45 дней по ставке 90 000 руб./ мес. 184090,9
4 Оплата труда тести-ровщика 10 дней по ставке 60 000 руб./ мес. 27272,73
5 Использование компь-ютерной техники 55 дней по ставке 5000 руб./ мес. 12500
6 Расходные материалы (канцтовары, бумага, заправка картриджей) 5000 5000
7 Затраты на Интернет 55 дней по ставке 2000 руб./ мес. 5000
8 Затраты на электро-энергию 55 дней по ставке 10000 руб./ мес. 25000
Итого 770227
Общая стоимость проекта: 770227 руб.
Чтобы спрогнозировать объем продаж, необходимо для начала рассчитать емкость рынка. Для расчета емкости рынка необходимо определить общее чис-ло потенциальных покупателей, в качестве которых берем численность потен-циальных покупателей, которая составляет 400 557 человек, а также возьмем в расчет число привлеченных клиентов за счет создания веб-сайта, равное 556 000 человек.
Чтобы рассчитать размер целевого рынка, необходимо взять определен-ный процент от числа потенциальных и привлеченных посетителей сайта. Возь-мем 30% потенциальных покупателей (400557*0,3=120167,1) и 5% привлечен-ных (556000*0,05=27800). Суммируем и получаем размер целевого рынка 147 967,1 человек.
Учитывая, что на рынке данного вида услуг есть 3 компании, конкуриру-ющие с создаваемой фирмой, долю которую она будет занимать составит ¼ от общего размера целевого рынка. Тогда условно возьмем долю рынка, равную 0,25%.
Для расчета емкости рынка используем данные из таблицы 5:
Емкость рынка=147 967,1×0,58×12×250×0,25=64 365 688,5 руб.
В месяц: 64 365 688,5:12=5 363 807,375 руб./мес.
После разработки веб-сайта планируется увеличить долю целевого рынка с 25% до 30%. Тогда через год емкость рынка для компании будет составлять 77 238 826,2 руб./год или 6 436 574,27 руб./мес.
Таблица 5 - Расчет емкости рынка продаж
Показатель Значение
Оценка общего числа потенциальных покупателей, чел. 400 557
Размер целевого рынка, чел. 147967,1
Охват дистрибьюцией и коммуникациями, % 25
Коэффициент учета частоты в год 0,58
Средняя сумма за услугу, руб. 250
Доля целевого рынка, % 25
Емкость рынка, руб. 64 365 688,5
Таблица 6 - Планируемая выручка, тыс. руб.
Показатель 2024 год 2025 год 2026 год 2027 год 2028 год
выполнение плана продаж 0,86 0,9 0,95 1 1
выручка с НДС, тыс. руб. 6811,2 7512,91 8358,53 9273,57 9273,571
НДС в выручке, тыс. руб. 1135,2 1252,15 1393,09 1545,6 1545,60
выручка без НДС, тыс. руб. 5676 6260,76 6965,44 7727,98 7727,98
Далее представим организационный план планируемого предприятия.
Таблица 7 - Численность персонала и расчет расходов на оплату труда, тыс. руб.
№ Должность Количество Оклад Страховые взносы ФОТ
Адм.-управленческий персонал
1 Директор 1 100 30 130
Итого 1 130
Производственный персонал
3 Кладовщик 2 50 15 65
4 Грузчик 2 40 12 52
Итого 4 117
Вспомогательный персонал
5 Менеджер 1 70 21 91
6 Оператор 1 40 12 52
7 Водитель 2 50 15 65
Итого 4 208
Всего по персоналу 10 455
Итого затраты на персонал в год составят 5460 тыс. руб.
Оценка инвестиционных затрат представлена в следующей таблице.
Таблица 8 – Капиталовложения, тыс. руб.
Наименование оборудования Сумма, тыс. руб.
Оплата услуг по модернизации веб-сайта 770,227
Итого 770,227
В авансовые платежи будут включены расходы на рекламу. Рассчитаем платежи с учетом повышения тарифов в год на 3%.
Таблица 9 - Авансовые платежи, тыс. руб.
Наименование показателя 2024 год 2025 год 2026 год 2027 год 2028 год
Расходы на рекламу, представительство и т.д. 59 60,77 62,59 64,47 66,41
В эксплуатационные расходы включаем:
- средства и материалы (упаковочные материалы) – 100 000 руб. в год;
- коммунальные платежи (содержание, электроэнергия, вода) – из расчета 1180 рублей в год за 1 кв.м.;
- расходы на охрану – 150 000 руб.
Рассчитаем платежи с учетом повышения тарифов в год на 3%.
Таблица 10 - Планируемые затраты на содержание склада интернет-магазина
Показатель 2024 год 2025 год 2026 год 2027 год 2028 год
расходы на 1 кв.м., тыс. руб. 1,18 1,22 1,25 1,29 1,33
итого расходы с НДС, тыс. руб. 708 729,24 751,12 773,65 796,86
НДС, тыс. руб. 118 121,54 125,19 128,94 132,81
расходы без НДС, тыс. руб. 590 607,7 625,93 644,71 664,0502
Таблица 11 - Эксплуатационные расходы, тыс. руб.
Наименование показателя 2024 год 2025 год 2026 год 2027 год 2028 год
Средства и материалы 83,33 85,83 88,41 91,06 93,79
Коммунальные платежи 590,00 607,70 625,93 644,71 664,05
Расходы на охрану 125,00 125,00 125,00 125,00 125,00
Итого 798,33 818,53 839,34 860,77 882,84
Таблица 12 - Бюджет доходов и расходов
Без НДС, тыс. руб. 2024 год 2025 год 2026 год 2027 год 2028 год итого
Валовый объем продаж 17941,6 18776,1 19819,2 20862,3 20862,3 98261,6
Расходы на рекламу, представительство, аудит и т.д. 49,17 50,64 52,16 53,73 55,34 261,04
Средства и материалы 83,33 85,83 88,41 91,06 93,79 442,42
Коммунальные платежи 590 607,7 625,93 644,71 664,05 3132,39
Расходы на охрану 125 125 125 125 125 625
ФОТ 5460 5460 5460 5460 5460 27300
Аренда 2400 2400 2400 2400 2400 12000
Итого расходы 8707,5 8729,17 8751,5 8774,5 8798,18 43760,9
Прибыль до выплаты налогов 9234,1 10046,9 11067,7 12087,8 12064,2 54500,8
Налог на прибыль 1846,8 2009,4 2213,5 2417,6 2412,8 10900,2
Чистая прибыль 7387,3 8037,6 8854,2 9670,3 9651,3 43600,6
Как видим из расчетов, планируемая организация при минимальном за-планированном объеме продаж показывает операционную прибыль уже на пер-вом году деятельности.
Таблица 13 - Бюджет движения денежных средств
Строка 2024 год 2025 год 2026 год 2027 год 2028 год Итого
Поступления от продаж 17941,6 18776,1 19819,2 20862,3 20862,3 98261,6
Суммарные расходы 8707,5 8729,17 8751,5 8774,5 8798,18 43760,9
Налоги 1846,8 2009,4 2213,5 2417,6 2412,8 10900,2
Денежный поток от операционной деятель-ности 7387,3 8037,6 8854,2 9670,3 9651,3 43600,6
Затраты на приобрете-ние активов 770,2 770,2
Другие издержки под-готовительного периода 0,0
Денежный поток от ин-вестиционной деятель-ности -770,2 -770,2
Собственные средства 770,2 770,2
Займы 0,0
Выплаты в погашение займов 0,0
Денежный поток от финансовой деятельно-сти 770,2 0,0 0,0 0,0 0,0 770,2
Баланс наличности на начало периода 0,0 7387,3 15424,8 24279,0 33949,3
Баланс наличности на конец периода 7387,3 15424,8 24279,0 33949,3 43600,6
Свободные денежные средства образуются в конце первого года продаж услуг, а в конце периода составляют уже значительную величину.
3.2 Оценка потенциальной эффективности бизнес-проекта
Рассчитаем номинальную ставку дисконта по модели оценки капитальных активов (САРМ - CapitalAssetPricingModel) основана на представлении о том, что любой дополнительный риск для инвестора находит свое выражение в уве-личении ожидаемой доходности инвестиционного проекта. В модели размер ожидаемого дохода на собственный капитал и соответствующей ставки дисконта определяется на основе трех компонентов: безрисковой ставки дохода, коэффи-циенте β и рыночной премии за риск.
Ставка дисконтирования (ставка доходности) собственного капитала (Re) рассчитывается по формуле:
Re =Rf + β(Rm - Rf)+S2, (1)
где Rf — безрисковая ставка дохода;
β — коэффициент, определяющий изменение цены на акции компании по сравнению с изменением цен на акции по всем компаниям данного сегмента рынка;
(Rm - Rf) — премия за рыночный риск;
Rm — среднерыночные ставки доходности на фондовом рынке;
S2 – премия за риск.
В качестве безрисковой ставки дохода в условиях работы на российском рынке будем использовать учетную ставку ЦБ РФ – 16%.
Коэффициент «бета» - 1.042952.
Среднерыночная ставка дохода, % (Rm) – ставка доходности государ-ственных облигаций – 13,16% .
Страновой риск, % (дополнительная премия за страновой риск) (С) при-мем на уровне 3%.
Re = 16+1,042952*(13,16-16)+3=16,038%
Таблица 14 - Расчет коэффициента дисконтирования
Период Коэффициент дисконтирования
2020 год 1
2021 год 1/(1+0,0978)= 0,91
2022 год 1/(1+0,0978)2=0,83
2023 год 1/(1+0,0978)3=0,76
2024 год 1/(1+0,0978)4=0,69
Таблица 15 - Расчет денежных потоков на основе номинальной ставки дискон-тирования, тыс. руб.
Показатель 2024 год 2025 год 2026 год 2027 год 2028 год
Доход от операционной деятельности 17941,6 18776,1 19819,2 20862,3 20862,3
Расходы от операцион-ной деятельности 10554,3 10738,6 10965,0 11192,1 11211,0
Чистый денежный до-ход 7387,3 8037,6 8854,2 9670,3 9651,3
Дисконтированный де-нежный доход 7387,3 6926,7 6575,8 6189,3 5323,4
Дисконтированный де-нежный доход нараста-ющим итогом 7387,3 14313,9 20889,7 27079,0 32402,4
Инвестиционные рас-ходы -770,2 0 0 0 0
Дисконтированные ин-вестиционные расходы -770,2
Чистый денежный по-ток 6617,1 8037,6 8854,2 9670,3 9651,3
Дисконтированный чи-стый денежный поток 6617,1 6926,7 6575,8 6189,3 5323,4
Дисконтированный чи-стый денежный поток нарастающим итогом 6617,1 13543,7 20119,5 26308,8 31632,1
Приведенная текущая стоимость проекта в реальном выражении составит 31632,1 тыс. руб. Инвестиции в основной капитал преимущественно финанси-руются за счет собственных средств предприятия.
Общая потребность в инвестициях по модернизации веб-сайта составляют 707,2 тыс. руб.
Анализ интегральных показателей экономической эффективности проекта модернизации веб-сайта характеризует его как приемлемый для реализации и позволяет рекомендовать проект к внедрению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня бизнес-план выступает полномасштабным инструментарием, направленным не просто на стабилизацию финансового положения предприятия и экономического обоснования бизнес-идей, а синхронизацию эндогенной и эк-зогенный среды, что требует комплексного подхода: развития производствен-ных, маркетинговых, финансовых, инновационных, инвестиционных, репутаци-онных планов. Доминирующий ориентир в разработке бизнес-плана – достиже-ние синергетического эффекта в управленческих решениях, способствующее конвертации ресурсов предприятия (трудовых, финансовых, технологических) в конкурентные преимущества, максимизирующие потенциал предприятия. Необ-ходимо констатировать невозможность создания унифицированной формулы бизнес-плана, что обусловлено разнонаправленностью задач каждого предприя-тия. Однако, при разработке бизнес-плана управленческое звено любого пред-приятия опирается на ряд базовых требований и принципов:
1) объективная оценка экономического положения предприятия и степени востребованности выпускаемой продукции, руководствуясь результатами кото-рой устанавливаются центральные задачи разработки и реализации бизнес-плана;
2) источники формирования капитала (государственные, частные) для по-нимания возможностей и перспектив государственной поддержки, в том числе участия в государственных заказах и государственном субсидировании;
3) отраслевая специфика производства, от которой зависит глубина дока-зательной и расчетной базы.
Таким образом, для предприятий (особенно в условиях нестабильной внешней среды) бизнес-план выступает точкой опоры для дальнейшего адекват-ного функционирования предприятия и эффективного реформирования его тех-нологических процессов.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Безрукова Е.Г. Понятие бизнес-плана и его значение // Будущее науки. - 2020. - № 4. - С. 45-50.
2. Бизнес-планирование: Учебно-методическое пособие / В.К. Крутиков, С.А. Аракелян, Т.В. Дорожкина [и др.]. – Калуга: ИП Стрельцов И.А. (Изда-тельство «Эйдос»), 2017. – 144 с.
3. Борисова Д.Д., Акулинин Ф.В. Методики составления бизнес-плана как инструмента эффективного планирования инвестиционной деятельности предприятия // Инновации и инвестиции. - 2022. - № 5. - С. 90-100.
4. Ильин С. Ю. Аналитические процедуры оценки эффективности и ин-тенсификации общественных финансов : концептуальный подход / С. Ю. Ильин, А. С. Труба, Г. Я. Остаев, И. М. Гоголев // Вестник Керченского государствен-ного морского технологического университета. - 2022. - № 3. - С. 254‒265.
5. Кельчевская Н.Р. Инвестиционное проектирование: учебное пособие / Уральский федеральный университет им. первого Президента России БН. Ель-цина. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2020. – 143 с.
6. Курлыкова А.В. Бизнес-планирование: учебное пособие/ А.В. Курлы-кова, И.Н. Корабейников. – М: Директ-Медиа, 2023. – 132 с.
7. Остаев Г. Я. Корпоративное управление финансовым потенциалом / Г. Я. Остаев, Д. В. Кондратьев, Г. С. Клычова, Н. Н. Нигматуллина, А. С. Клычова // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2022. - Т. 17. № 1 (65). - С. 129‒134.
8. Остаев Г. Я., Финансовое моделирование в управлении бизнесом / Г. Я. Остаев, И. М. Гоголев, Г. Р. Алборов // Экономика и управление земле-устройством и землепользованием в регионе. Материалы III Национальной научно-практической конференции. Ижевск, 2021. - С. 148‒153.
9. Романова М.В. Бизнес-планирование: учебное пособие. – М., 2021. – 240 с.
10. Тумин В.М. Бизнес-план как инструмент развития предприятий // Из-вестия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. - 2018. - № 2. - С. 26-35.
11. Финансовая стратегия, планирование и бюджетирование: учебное по-собие/ И.А. Белолипцев, И.И. Лукина, А.С. Кабирова, Д.В. Чувилин; Финансо-вый университет при Правительстве Российской Федерации. – 2-е изд., перераб. – М: Прометей, 2021. – 192 с.
12. Финансовое планирование и прогнозирование: учеб. пособие / [Е.А. Разумовская, М.С. Шуклин, В. И. Баженова, Е.С. Панфилова]; под общ. ред. Е.А. Разумовской; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. — 284 с.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней